1. Теоретические основы франчайзинговой формы ведения бизнеса

1.1 Концепция и роль франчайзинга в рыночных отношениях

Франчайзинг широко распространен в зарубежной практике и признан одним из эффективных способов ведения предпринимательской деятельности, особенно при реализации товаров и услуг. В мировой практике эта форма предпринимательства имеет почти двухсотлетнюю историю. Ее появление относят к началу XIX в. (хотя схожие отношения существовали еще в средние века), к так называемой системе "связанных домов", использовавшейся британскими пивоварами. По принципу франчайзинга работали фабрика "Singer" (с 1860 г.), компания "Coca Cola" (с 1886 г.), компания "General Motors" (с 1911 г.) и другие всемирно известные фирмы.

Этимологически слово "франчайзинг" происходит от английского "franchising" - право, привилегия, а "франшиза" - от французского "franchise" - льгота, привилегия. По своей сути эти два термина равнозначны, и различия между ними обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной или франкоязычной литературы.

Под франчайзингом принято понимать отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет второму лицу (франчайзи) "деловой комплекс", состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт, знания и др.) прав для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь, франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.

В процессе своей эволюции современный франчайзинг прошел через два основных этапа:

-7-
www.diplomdom.ru
Rambler's Top100