3. Перспективы управления муниципальным долгом г. Москвы

3.1 Анализ зарубежного опыта управления муниципальным долгом

Проблема привлечения инвестиций в экономику города, региона, является сегодня одной из самых актуальных. Чаще, впрочем, говорят просто о привлечении средств. И, поскольку новые эффективные собственники способные на реальные и долгосрочные инвестиции присутствуют в нашей экономике в гораздо меньших масштабах, чем хотелось бы, то в условиях хронического скрытого дефицита, задачу "добывания" денег для региона вынуждены в полной мере брать на себя региональные, муниципальных власти.

В странах, имеющих давнюю историю фондового рынка, местные органы власти широко используют выпуск своих обязательств для финансирования местных бюджетов, осуществления инвестиционных проектов и социальных программ. Соотношение объемов государственных ценных бумаг, эмитируемых местными органами власти, с одной стороны, и центральным правительством, с другой, в различных странах колеблется в значительных пределах. Так, например, в США это соотношение составляет 360: 1000, в ФРГ - 1080 : 1000.

В России этот процесс также начал развиваться, хотя аналогичное соотношение составляет порядка 22: 1000. До 2007 года наиболее популярными на российском фондовом рынке были федеральные ценные бумаги. Среди них бесспорным лидером до 2008 года оставались государственные краткосрочные обязательства (ГКО) с тенденцией постепенного удлинения сроков действия обязательств - первоначально с трех до шести месяцев, а затем и до года.

В настоящее время начинает формироваться вторая ступень обязательств органов государственной власти, а именно, появляются облигации субъектов Федерации.

В основе этой практики лежит стремление региональной власти разрешить общие хозяйственные проблемы в рамках тех полномочий, какими

-57-
www.diplomdom.ru
Rambler's Top100